Геральдический Петербург (heraldic_spb) wrote in maskaron_spb,
Геральдический Петербург
heraldic_spb
maskaron_spb

"Гусиные гусли" Александринского театра

Из советской книжки, описывающей декор Александринского театра:
«Содержание скульптуры теснейшим образом связано с характером этого храма Мельпомены. На аттике здания помещен барельеф – летящие фигуры Слав с венками и лавровыми ветвями в руках, обращенными к лире, которая обрамлена дубовыми листьями».
Книжка, как было заведено, прошла цензуру Главлита (разрешение на публикацию М-25005, как значится в выходных данных), и уже поэтому - врет. Врет не по мелочам (на самом-то деле ветви в руках у ангелиц пальмовые), а всерьез - по существу.


Ведь «с характером этого храма Мельпомены» связана квадрига Аполлона над аттиком, а вовсе не крылатые Славы: эти девы и не думали лететь к лире – они стремились увенчать лавром головы государственного орла Российской империи. Во всяком случае, такое содержание вложили в аттик сами авторы - архитектор Карл Росси и скульпторы Пименов и Демут-Малиновский - «теснейшим образом» связав декор вовсе не с предназначением здания, а с официальным именем будущего культурного учреждения - Императорский Александринский театр.


Открытка (и ее фрагмент) с видом Александринского театра. Фото конца XIX века.

В подсоветские годы театр переименовали в честь Пушкина, так что он – хотя и косвенно - продолжал оставаться «александринским». Пребывание же орла на фасаде Ленинградского государственного академического театра драмы, выходящем не только на спину царицы Екатерины, но и на проспект 25 октября (так, в память о дне своего прихода к власти, коммунисты обозвали Невский), стало идеологически нетерпимым, поэтому орлиные головы сменились утиными (или гусиными? - ими завершены рога лиры, подменившей орла). На противоположном аттике, видном с улицы Росси, произошло то же самое.


Зачем красный агитпроп погнал крылатых дев венчать лавром утей (а может, лебедей?), и что вообще хотел этими «гусиными гуслями» сказать, остается загадкой. Впрочем, почти вся коммунистическая цензура в сфере монументальной пропаганды отличалась на редкость идиотской курьезностью (или, если угодно, курьезным идиотизмом) - а это уже само по себе достаточное объяснение.

* * *

От автора:
Цветные уличные фотоснимки для публикации получены трудом (и фотокамерой) tat-dt; открытка – из цифровой on-line коллекции Библиотеки Конгресса США.

Tags: гербы, история создания, орлы, птицы
Subscribe

  • Маскароны с фасада Зимнего дворца

    Оригинал взят у uchitelj в Маскароны с фасада Зимнего дворца Забавные львы с человеческими лицами в оправе из рокайлей.…

  • (no subject)

    баян у таврического сада. не помню как здание правильно называется. это здание построено рядом с двоцом пионеров. буквально вот сейчас на…

  • Петергоф.

    Ехидный лев с трубкой на ограде парка. Голубь на здании 50-х годов.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

  • Маскароны с фасада Зимнего дворца

    Оригинал взят у uchitelj в Маскароны с фасада Зимнего дворца Забавные львы с человеческими лицами в оправе из рокайлей.…

  • (no subject)

    баян у таврического сада. не помню как здание правильно называется. это здание построено рядом с двоцом пионеров. буквально вот сейчас на…

  • Петергоф.

    Ехидный лев с трубкой на ограде парка. Голубь на здании 50-х годов.