Марина (canoe_ride) wrote in maskaron_spb,
Марина
canoe_ride
maskaron_spb

Имя маски. Часть 1. Афина

Афина – богиня справедливой войны и мудрости, защитница городов, покровительница искусств, наук и ремесел. Она была почитаема не только древними греками, но и основателем нашего города, Петром I. Уже в первых постройках города, в Петропавловской крепости и Летнем Дворце Петра, были ее изображения. Статуи, барельефы, маскароны, изображающие Афину, я постараюсь перечислить.
Особенно же меня интересуют маскароны, изображающие Афину. Б.Б. Скочилов в книге Маскароны Петербурга пишет, что маска Афины (Минервы) в городе одна, и это маска на здании Шереметьевского дворца на Фонтанке. Рискну утверждать, что есть еще по крайней мере три маски. И теоретически попытаюсь понять, как же можно определить имя маски.

Художественный идеал Афины - считается статуя Афины-девы Фидия. Афина изображена с эгидой, в шлеме, со сфинксом наверху, копьем, щитом, и статуей Ники на правой руке. (О ней.)
Об Афине подробнее можно прочитать например: в Википедии, в мифологической энциклопедии, на сайте greekroman.ru. Также есть большая галерея самых разнообразных ее изображений.

А теперь подсчет статуй Афины в Петербурге. В них мы и увидим основные ее атрибуты. Это: шлем (часто с изображением с бараньих голов (букраниев)), на шлеме сфинкс (как вариант - саламандра), копье, щит с головой горгоны Медузы (эгида), кольчуга и пеплос сверху (Афина родилась, т.е. вышла из головы Зевса в полном вооружении), оливковая ветвь (в честь дара городу Афины), сова, змея (символы мудрости)...

1. Петропавловская крепость. две статуи у Петровских ворот. Д.Трезини, 1714. Афина Полиада (Городская) и Афина Паллада (Воительница). Об этих статуях.


2. Летний Сад. Минерва в Кофейном домике. Об истории и реставрации этой скульптуры.


3. Академия Художеств. Университетская наб., 17. Статуя на куполе здания. Скульптор А.Р. фон Бок, 1875. Воссоздана в 2003г.


4. Музей Этнографии. Инженерная ул., 4а. Арх. В. Ф. Свиньин, 1900–1911.
Эта статуя - почти копия Паллады Джустиниани.


5. Публичная библиотека


6. Елагин дворец. Кухонный корпус. Статуя в нише.(фото нет)

7. Публичная библиотека. Журнальный зал на Московском проспекте, 165. Скульпторы Б. Свинин (1938-1994) и его ученик А. Мурзин.


И еще пересчитаем барельефные изображения Афины:
1. Летний сад. Летний дворец Петра I. Арх. Д. Трезини, 1710-1712. Барельеф, предположительно, по эскизам А. Шлютера выполнен его учениками.
Еще в интерьерах Дворца есть резная панель в Нижнем вестибюле (фото есть здесь) и три изображения Минервы на плафонах.


На стенах домика два барельефа также с участием Афины:
2.Барельеф "Персей, побеждающий Медузу" и 3. – название уточнить пока не удалось.


4. Академия Художеств. Барельеф во фронтоне


5. Здание Казарм Павловского полка. Марсово поле, д. 1
Арх. В.П. Стасов, скульпторы С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский, 1817-1821


6. Дворцовая площадь. Александровская колонна. Фрагмент одного из барельефов. Скульпторы Скотти, Соловьёв, Брюлло, Марков, Тверской. 1832


7. Адмиралтейство. Арх. А. Д. Захаров, 1806-1823
Горельеф (со стороны Невского проспекта) "Минерва, венчающая труды художников".
.

8. Училищный дом им. Петра Великого, Петровская наб. Горельеф на фронтоне южного фасада, скульптор А.А.Кудинов. (сейчас фасад на реставрации и закрыт сеткой. Фото можно посмотреть например на сайте Нахимовского училища.

9. Миллионная ул., 10. Арх. А.И. Штакеншнейдер, собственный дом, перестроен им для себя в 1852. В этом доме "жила семья зодчего, были его архитектурная мастерская, службы и квартиры, сдававшиеся внаем. ... Лицевой трехэтажный корпус со стороны улицы решен в духе итальянской архитектуры XVI в. В особняке на Мойке на знаменитые штакеншнейдеровские «субботы» и спектакли собиралась культурная элита столицы: Тургенев, Гончаров, Достоевский, Брюлловы, Айвазовский и другие, бывала и талантливая молодежь." цит. отсюда. Предположу, что декор дома отражает занятия главы дома архитектурой и устремления семьи к прекрасному, искусствам и художествам.


10. Памятник Я. В. Виллие во дворе здания Военно-медицинской академии. Барельеф на постаменте. Скульптор Д.И. Иенсен, 1859


11. Малая Подьяческая ул., 8. (фото tat_dt)



Ну, и наконец
МАСКАРОНЫ:

Вкладывали ли архитекторы и скульпторы в маскароны домов какую-то определенную информацию - принадлежность маски определенному персонажу? Думаю, точно мы можем об этом узнать только в редких случаях. Когда архитектор продумывал смысловое значение здания, и маски имели аллегорическое значение. А когда маска - только очередная красивая деталь лепнины, то вряд ли можно всерьез говорить о ее имени. Возможен также вариант, что смысл вложен вполне определенный, но постороннему зрителю не понять. Или смысл не вкладывали, а он есть:) Сделали, допустим, красивую головку по мотивам виденных изображений, а это, оказывается.... ну, скажем, «зеленый человек» :)

Маскарон - всего лишь лицо. Он не может быть как-то одет, не может держать в руках атрибуты какого-либо божества или персонажа. У маски есть прическа и головной убор, иногда что-нибудь на шее - и это все. О похожести лица, понятное дело, не говорим:) (хотя есть и портретные маскароны). Маскарон не может изображать какое-то действие, находиться в какой-то позе. Но у лица есть выражение. Иногда оно может иметь значение. Много может значить фон: листья ли это, или раковина, или детали вооружения - эти детали могут быть ключевыми. Можно еще посмотреть на контекст - указывают ли детали отделки этого здания на имя маски; рассказывает ли лепнина какую-то историю.

Достаточно ли этого для того чтобы узнать кто именно изображен в виде маски? Думаю, что иногда достаточно. А в остальных случаях можно попытаться угадать, поиграть в эту игру.

Вот к примеру. Как мы узнаем что скульптура изображает Афину? Когда видим что это дева-воительница, в шлеме, с копьем и щитом с головой горгоны Медузы. Ее атрибуты сова и змея. (см фото скульптур ) Что из этого можно увидеть в маске? Женское лицо в шлеме. С суровостью и печатью мудрости на челе:) Всякое ли женское лицо в античном шлеме - Афина?


1. Маска, которую Б.Скочилов называет единственной маской Афины в городе. Шереметевский дворец. наб. р. Фонтанки, 34. Арх. С.И. Чевакинский, Ф.С. Аргунов, 1730-е-1750-е. Тут мы можем кроме шлема, видеть и копье - атрибут Афины.


2. Зимний Дворец. Эрмитаж. арх. Ф.-Б.Растрелли, 1754-1762
Женское лицо в шлеме, украшенном саламандрой. Такой же шлем на статуях Афины в Петропавловской крепости. Вряд ли такой особенный щлем мог бы принадлежать какому-то другому персонажу или вовсе некоей абстрактно-античной декоративной маске.


3. Здание Музея училища им. Штиглица. Соляной пер., 13, арх. М.Е. Месмахер, 1885-1896


Маска над аркой на здании Музея Училища им. Штиглица (Мухинского училища)
Женская голова в античном шлеме. На шлеме фигурка сфинкса. Среди петербургских статуй Афины такой шлем имеет еще, например, статуя Афины на куполе Академии Художеств. Афина в таком шлеме была изображена еще Фидием.
Имеет ли отношение Афина к назначению здания и связана ли с другим декором?
Афина покровительствовала искусствам, ткачеству в особенности. Известно ее состязание в ткачестве с Арахной, которую она победила и превратила в паука. Прикладные исскуства, которым обучаются студенты Училища - весьма соответствуют персонажу. Весь декор здания подчинен идее прославления искусств и художеств: медальоны с портретами великих мастеров, крылатые гении. "На фронтоне центрального ризалита фасада музея Училища А. Л. Штиглица помещен горельеф с десятью аллегорическими изображениями различных искусств." В.Г. Исаченко об архитекторе и этом здании"Здесь нет ничего случайного: каждая деталь убранства говорит о назначении здания - хранителя и продолжателя традиций" (В.Г.Исаченко. "Монументальная и декоративная скульптура СПб"). Так что, мне кажется, маска Афины на этом здании более чем уместна и, в принципе, имеет такое же значение как статуи Афины на Академии Художеств и на здании Публичной Бибилиотеки.

4. Еще одна маска Афины находится в известном нам и очень мной любимом дворе - Литейный пр., 42. Дворовые корпуса - арх. А.С. Хренов 1908-1912. Да, те самые майоликовые ренессансные медальоны изображают, оказывается, Афину (центральный) и "двух персонажей эпохи Возрождения: Джулиано Медичи и Бартоло Колони". Выполнены они в мастерской Петра Ваулина. Информация из журнала "Адреса Петербурга" №17/29/2005




А вот эти лица, например, на улице Жуковского встречаются 2 раза и еще в городе их довольно много. Все в немного разном окружении - то цветы и гирлянды, то орнамент в античном духе. Скорее всего, и головка эта тоже - просто в античном духе. Типовая маска, обильно наштампованная для декора доходных домов. Не включенная в продуманный архитектором декор, а так - чтобы было красиво. Афина ли это? Пожалуй, Афина тут ни при чем...



UPD совсем забыла, еще есть
мозаика над эскалаторами в метро "Спортивная". Фото на сайте ometro.net



Полная галерея – на моем сайте http://www.deva-sova.spb.ru в разделе Афина. (Сайт еще только начат, но этот раздел практически готов.)

Upd-2008
Изображение на здании Главного Штаба, которое я, где-то прочтя, считала Афиной, несмотря на сомнения, вовсе не Афина, а Россия. Спасибо heraldic_spb за науку:)


найдены еще 2 Афины:
на Английской набережной


и на 5-й Красноармейской, д. 12-14

Tags: Афина, имя маски
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments